Мисс Турция
На всех телеканалах шли новости о новой Мисс Турции. Воспользовавшись занятостью мамы, Тугче прибавила звук на телевизоре. Ей было всего девять лет — милая девочка, которая, как и большинство девочек, обожала наряжаться, носить мамины туфли на каблуках. Поэтому всё, что касалось красоты, сразу привлекало её внимание. Победительниц конкурса короновали.
«Какие же они красивые,
как принцессы! Интересно, надену ли я когда-нибудь такую корону?» — подумала
она.
Прошло несколько
недель. Телевизор снова был включен, и снова показали сюжет о Мисс Турции.
Людям она не понравилась: кто-то говорил: «Да я даже красивее, чем она. Что в
ней красивого?» — а другой утверждал, что её выбор — это глупость.
Тугче думала, что все
будут восхищаться той, кто носит корону. Ей было непонятно, почему вместо
восхищения люди обсуждают её некрасивость. Она спросила у мамы:
— Мам, а ты думаешь,
она красивая?
Когда телевизор
выключили, Тугче снова начала играть в свою обычную игру. Она открыла шкаф, у
неё было всего два платья: одно мама подарила на день рождения, другое
досталось от старшей сестры. Она взяла мамины туфли на каблуках и косметику.
Всё это она тихонько отнесла в свою комнату.
Сначала она надела
платье с рукавами-фонариками. Затем пошла по комнате как настоящая модель на
подиуме. Нанесла мамину помаду, но размазала её по щекам. Потом надела мамины
любимые туфли на каблуках. Она была уверена, что выглядит прекрасно.
Она переодевалась,
пробовала все украшения по очереди. Каждый раз это приносило ей радость. Когда
приходили подружки, они вместе вытаскивали всё из шкафа, примеряли,
дефилировали по коридору, как по подиуму. Только теперь в воображении Тугче эта
игра превратилась в конкурс красоты.
Когда они играли, Тугче
считала себя самой красивой. Она убеждала себя, что стать королевой красоты —
это очень важно. Чтобы быть самой красивой и необычной девочкой в классе,
каждый день пробовала новую прическу. Каждую неделю просила маму купить ей
новые украшения. И действительно, она была очень красивой девочкой. Впрочем, в
этом возрасте все дети прекрасны.
Окружающие постоянно
хвалили Тугче: бабушка, другая бабушка, тётя, мамины подруги, соседки, учителя…
Им нравилось, как она наряжалась. Со временем Тугче превратила это в свою
идентичность. В тех ситуациях, когда её не хвалили, она чувствовала дискомфорт.
Если хвалили кого-то другого — у неё портилось настроение. Мама не знала, как
её утешить. Чаще всего водила дочку по магазинам.
В тот день, когда Тугче
переодевалась, ей вдруг вспомнился только что увиденный сюжет.
«А вдруг и меня никто
не полюбит?» — подумала она. Её охватил страх, и она побежала прятаться в
кровать. Заплакала. Мама услышала её и в тревоге вошла в комнату. Она обняла
дочку, пытаясь понять, что случилось. Мысли её были о незавершённой работе за
компьютером. Но с другой стороны она старалась успокоить Тугче. В этот момент
кто-то постучал в дверь — это пришёл муж. Вовремя, подумала она. В такие
моменты, оставшись одна, она начинала паниковать.
С трудом они отвели
Тугче в ванную, умыли её. Девочка повторяла одно и то же:
— Мам, я некрасивая? А
вдруг меня тоже не будут любить?
— Кто не будет, милая?
Почему ты должна быть некрасивая? Ты очень красивая, — ответила мама. Ей было
трудно понять, почему дочка так переживает по этому поводу.
Но Тугче не
успокаивалась, как будто и не слышала маму. В этот момент смыслом её жизни
стало быть красивой и нравиться людям. А если она не понравится? Хотя её слёзы
и капризы выглядели как детские, они могли быть предвестниками серьёзных бурь в
будущем. Ведь сегодня — это предвестие завтрашнего дня, и впереди подростковый
возраст. А Тугче ведь всего лишь ребёнок — что она могла сделать не так?
Очевидно, где-то всё-таки была допущена ошибка.
Deneyimsel Tasarım
Öğretisi говорит: «Похвала и критика
должны относиться к поступкам, а не к личности».
То есть, вместо того
чтобы говорить: «Ты умный ребёнок», лучше сказать: «Твой поступок был очень
умным». Или вместо «Ты талантливый», сказать: «Ты очень хорошо использовал
цвета в этом рисунке». Так ребёнок
понимает, что именно он сделал правильно, и может повторить это. Он не думает,
что он замечательный человек “по умолчанию”.
И в случае критики,
вместо «Ты неуклюжий», сказать: «Ты уронил стакан, потому что нёс его
неаккуратно». Тогда человек понимает как свои плюсы, так и минусы, и может их
развивать. Когда похвала или критика обобщены, человек воспринимает это как
характеристику всей своей личности. Когда говорят: «Ты очень красивый», он
считает, что он полностью красив. Думает, что быть красивым — его врождённое
качество. Но человек — это сумма поступков. Нас любят или не любят за наши
действия и чувства, которые мы вызываем. Если мы хотим помочь кому-то стать
лучше, нужно акцентироваться на его поступках. Тогда, если он действительно
заслужил свою «корону» своими действиями, никто не сможет её у него отобрать.
Deneyimsel
Tasarım Öğretisi - это совокупность информации которая позволяет разрабатывать стратегии
проектирования нашего будущего на основе опыта прошлого.
С помощью семинаров «Кто есть кто», «Мастерствов отношениях» и «Психология успеха» DTÖ обучает людей, которые хотят
быть счастливыми и успешными методам которые помогут им в решении
проблем и облегчат путь к достижению поставленных целей.
В жизнь есть только одна вещь у которой нет предела; ещё лучше.
Yahya Hamurcu
Yorumlar